Фюгер

Фюгер
, Фридрих Генрих (Fuger, Friedrich Heinrich) 1751, Хейльброн — 1818, Вена. Австрийский живописец, график, миниатюрист. Учился у Н. Гибаля в Штутгарте. В 1768 решил бросить живопись и поступил в Университет. Продолжил художественное образование в Лейпциге у последователя эстетических идей И. И. Винкельмана, художника А. Ф. Эзера, обучавшего рисунку Гёте. С 1774 работал в Вене, где получил признание при королевском дворе. В 1776—1783 жил в Риме и Неаполе. Испытал влияние Менгса, увлекался исторической живописью, изучал наследие Рафаэля, Тициана, Корреджо, собирал произведения античного искусства. С 1783 вновь работал в Вене. В 1795 ректор венской Академии. С 1806 директор Королевской художественной галереи в Вене. Писал портреты, картины и фрески на темы античной мифологии и истории. В раннем полотне Апофеоз кайзера Вильгельма II (1779, Вена, Галерея австрийской живописи) перегруженность фигурами и напряженная динамика композиции свидетельствуют о влиянии барокко. В более поздних работах обращается к стилистике неоклассицизма (Смерть Германика, 1789, Смерть Виргинии, 1790, обе — Вена, Галерея австрийской живописи; Смерть Дидоны, 1792, Казнь весталки, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Фюгер избирает обычно трагические сцены прощания героев с жизнью, полные одновременно пафоса и оттенка сентиментального чувства в духе произведений Г. Гамильтона. В четкой выстроенности композиции проявился интерес к творчеству Пуссена, что также было характерно для работавших в Риме в 1779—1780-е европейских мастеров. Эти произведения Фюгера вызывали неприязнь романтиков-назарейцев, осуждавших его за рассудочность и отсутствие интереса к сюжетам из национальной истории. В портретах Франца Иосифа (Вена, Галерея австрийской живописи), Марии Терезии Бурбонской (1778, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) сохраняется традиция парадного барочного изображения. Сухость цветового решения восполняется здесь добросовестной выписанностью лиц, костюмов и аксессуаров, торжественной представительностью образов. Более тонки по живописному исполнению портреты князя Н. Б. Юсупова (ок. 1783, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), графини Е. О. Разумовской (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В образе изображенного в испанском костюме русского дипломата, любителя искусств, занимавшегося в Риме подбором коллекции Екатерины II, князя Юсупова художнику удалось передать романтический ореол времени. В театральной позе и внутренне взволнованном настроении портретируемого ощущается характер человека эпохи Просвещения, склонного к путешествиям, влюбленного в итальянскую культуру. Присущее предромантизму внимание к национальному и историческому проявилось в иллюстрациях к поэме Мессиада (1798) поэта-романтика Ф. Г. Клопштока. Религиозно-эпическая тема обретает в них характер возвышенного повествования, наполненного глубокими человеческими чувствами. Фюгер писал также портретные миниатюры (Старая дама, Вена, частное собрание).
Лит.: Никулин Н. Н. Немецкая и австрийская живопись XVI—XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1989; Lammel G. Deutsche Malerei des Klassizismus. Leipzig, 1986.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Фюгер" в других словарях:

  • Фюгер, Генрих Фридрих — Генрих Фридрих Фюгер нем. Heinrich Friedrich Füger …   Википедия

  • Николай Борисович Юсупов — Фюгер, Генрих. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Юсупов Николай Борисович (1750 1831)  князь, государственный деятель, дипломат (1783 1789), главноуправляющий Оружейной палаты, директор… …   Википедия

  • Николай Юсупов — Фюгер, Генрих. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Юсупов Николай Борисович (1750 1831)  князь, государственный деятель, дипломат (1783 1789), главноуправляющий Оружейной палаты, директор… …   Википедия

  • Юсупов, Николай — Фюгер, Генрих. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Юсупов Николай Борисович (1750 1831)  князь, государственный деятель, дипломат (1783 1789), главноуправляющий Оружейной палаты, директор… …   Википедия

  • Юсупов Н. — Фюгер, Генрих. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Юсупов Николай Борисович (1750 1831)  князь, государственный деятель, дипломат (1783 1789), главноуправляющий Оружейной палаты, директор… …   Википедия

  • Юсупов Н. Б. — Фюгер, Генрих. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Юсупов Николай Борисович (1750 1831)  князь, государственный деятель, дипломат (1783 1789), главноуправляющий Оружейной палаты, директор… …   Википедия

  • Юсупов Николай Борисович — Фюгер, Генрих. Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент) Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Юсупов Николай Борисович (1750 1831)  князь, государственный деятель, дипломат (1783 1789), главноуправляющий Оружейной палаты, директор… …   Википедия

  • нарративная типология — Франц. typologie narrative. Термин нарратологии. Одним из пионеров нарративной типологии был немецкий исследователь Отго Людвиг, предложивший еще в конце XIX в. типологию «форм повествования» (Ludwig:i89l). Последние по времени и наиболее… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Австрия — (Österreich; позднелат. Austria, от др. нем. Ostarrichi восточная страна)         Австрийская Республика (Österreichische Republik).          I. Общие сведения          А. государство в Центральной Европе. Граничит на С. с ФРГ и Чехословакией, на …   Большая советская энциклопедия

  • Дидона —         Элисса, в античной мифологии сестра царя Тира (Финикия), основательница Карфагена. Согласно римской версии мифа, обработанной в 4 книге «Энеиды» Вергилия (См. Вергилий), Д. влюбилась в Энея (См. Эней), заброшенного бурей в Карфаген, и… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»